Налоги и зарубежная конкуренция: что мешает развитию российских интернет-магазинов?

14.02.2018 13:25:00 184
В 2017 году продажи в рунете, по оценкам ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), выросли до 1 триллиона 100 миллиардов рублей. Две трети этой суммы — за российскими интернет-магазинами, которых в стране около 45 тысяч. Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что российский рынок интернет-ритейла сдерживается целым рядом негативных факторов.


Как сообщает АКИТ, россияне предпочитают покупать электронику и бытовую технику, а также одежду и обувь. На эти две товарные группы приходится 32 и 26 процентов оборота локального рынка, соответственно. В первую пятёрку также входят электроинструменты и товары для дома, детские товары и спортивная продукция. Тем не менее, высокая конкуренция убивает девять из десяти новых интернет-магазинов в России всего за год. До пятилетнего юбилея добираются единицы. Так, по мнению руководства одного из тюменских магазинов развлечений, выжить в существующих условиях проекту удалось лишь благодаря уникальности, однако завоевание рыночной доли заняло больше 20 лет.

«Были трудности в привлечении посетителей. Преодолевали их посредством рекламы, социальных сетей, раздачи листовок в наших розничных магазинах. Лучше всего сработала интернет-реклама в соцсетях. Там мы писали хорошие статьи, делали картинки и, таким образом, получались хорошие переходы на сайт. Нас уже узнают и на юге и севере Тюменской области», — говорит управляющая Надежда Похитайло.

Стоит заметить, что онлайн-торговля за последние годы стала серьезным конкурентом для классического ритейла. Причин масса: это и низкие цены, различные скидки, специальные предложения, а главное — возможность получить товар с курьером, не покидая собственного дома или офиса. В магазине развлечений, после заказа определенных товаров, с покупателем связывается оператор и уточняет, что курьер будет в течение часа или в назначенное время.
«А еще наши сотрудники привозят заказы с 9 утра до 10 вечера всю неделю. Я смотрела другие сайты, и там не было такого, что доставка в течение часа, а курьеры работали в основном до 20.00. Мы единственные в Тюмени кто работает по такому графику»,
— рассказывает руководитель проекта.


По общепринятому мнению, интернет-магазины существенно экономят время. Тем не менее, директор обособленного подразделения детского магазина в Тюмени Екатерина, отмечает, что «покупатель еще не отошел от того, что нужно прийти все потрогать, посмотреть, впрочем, через интернет не смотря ни на что стали заказывать чаще».

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин акцентирует внимание на том, что покупка должна быть одинаково безопасна для тех, кто покупает товар в ларьке, в магазине, так и для тех, кто покупает его в интернете. Директор детского магазина соглашается с этим высказыванием. На их сайте покупатель при заказе товара может указать все, вплоть до срока годности на упаковке. «Обычно человек заказывает, что хочет купить, а мы, уже зная, где и на каких полках что лежит, берем и собираем ему корзину. Он приходит, ее проверяет и забирает товар, не тратя время на поход по магазину», — уточняет директор обособленного подразделения детского магазина в Тюмени.

Также она рассказала, что на старте проекта в 2017 году товарооборот интернет-магазина составлял 15–20 тысяч рублей в день, а сейчас достигает 100 тысяч рублей. В основном берут подгузники и детское питание. Пользуется спросом у них и крупногабаритные товары, которые можно забрать в пункте самовывоза. Кроме этого, в детском интернет-магазине бывают дни скидок, такие как кибер-четверг или кибер-неделя, когда цены на порядок ниже.


В АКИП отмечают, что новогодние распродажи принесли онлайн-магазинам 23 миллиарда рублей, а покупки онлайн совершает в России каждый второй, но часто многие заказывают товар на зарубежных сайтах. «Сегодня мимо государства проходит объём торговли в 430–450 миллиардов рублей оборота, без всяких налогов и уплаты чего бы то ни было. К 2020 году это будет 3,2 триллиона рублей, которые будут мимо государства идти. Естественно, это выбивает наши площадки и даёт возможность для экспансии зарубежных партнёров. Естественно, надо уравновесить», — поясняет Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России. Он добавил, что иностранные интернет-магазины не платят налоги и пошлины на территории РФ, в то время как российские компании уплачивают все в полном объеме. Именно поэтому иностранные магазины могут предложить покупателям более привлекательные цены. При этом они не соблюдают закон «О защите прав потребителей» на территории России, что не гарантирует покупателям сервисные обязательства и своевременный возврат денежных средств.

«Если вы из-за рубежа торгуете, вы не платите НДС, вы не получаете сертификат, не говорите о безопасности вашего товара, вы не делаете онлайн-кассы — много чего не делаете, что российская площадка делает. Это расходы. Почему наши площадки торговые стали перемещаться за рубеж? Потому что оттуда торговать выгоднее, чем внутри страны реализовывать с точки зрения экономики», — сообщает Катырин. По его словам, мимо государства проходит объем торговли в 430–450 млрд рублей оборота, без всяких налогов. К 2020 году этот показатель составит 3,2 трлн рублей. Это «выбивает» российские электронные площадки и дает возможность для экспансии зарубежных партнеров.

Торгово-промышленная палата совместно с отраслевыми объединениями в конце 2017 года направило в правительство страны письмо с просьбой ускорить введение НДС и таможенных пошлин для иностранных интернет-магазинов. Есть вероятность, что к лету эта работа будет завершена. Отечественные онлайн торговцы надеются, что это поможет им сохранить двузначные цифры роста в новом году.


Источник: www.nashgorod.ru